Попов Виктор Николаевич - Постовые
Виктор Попов
ПОСТОВЫЕ
М. В. Горошевскому
ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ
- Инспектор дорнадзора Сафронов. Документы, пожалуйста.
Подаю водительское удостоверение. Инспектор внимательно вглядывается в
фотографию, поднимает взгляд на меня, снова переводит его на документ.
- Давайте проверим рулевое... Так... Тормоза... Свет, пожалуйста Можете
следовать дальше.
Следую дальше. На подъеме к мосту чуть напрягается мотор, и, чтобы
преодолеть его натужный гул, моему пассажиру Феде Крамаренко приходится
говорить повышенным тоном. Такой его тон как раз подходит под возмущенные
мысли, которые высказываются.
- Не люблю я этих "петухов"! Ведут себя, как хозяева. Обратил внимание,
как он на тебя смотрел?
- Обыкновенно смотрел.
- Брось ты. Как на жулика он на тебя смотрел. Будто ты не можешь без
того, чтобы машину не украсть.
Посмотри так на меня, я бы, честное слово, оскорбился.
Тебе не приходило в голову, что ты трус? Ты, вот он, вот он, - Федя
ткнул вытянутым указательным перстом в сторону двигавшихся навстречу
автомобилей. - Все вы трусы, рабы. Стоит только человеку сесть за руль,
куда девается его достоинство. На работе он, может быть, бог. И умен, и
талантлив, и взыскателен, а взялся за баранку личного "Жигуля", куда что и
девалось. На дороге всякий мальчишка в форменной фуражке над седым дядей
изгаляется, как ему бог на душу положит.
- А он не изгаляется, он - служит.
- Брось ты чепуху пороть. Надо чем-то свое холуйство оправдать, вот ты
и принимаешь позу.
Я пожал плечами, потому что мое убеждение - не поза. Тридцать с лишним
лет моюциклетно-автомобильного стажа - срок достаточный для того, чтобы в
человеке надежно утвердились ею симпатии и антипатии.
Многое я повидал и пережил на дорогах, с которыми связана добрая треть
моего времяпрепровождения. Случается, что в машине я живу неделями,
работаю, сплю, ем. Любезный мои газик для этого отлично приспособлен. И
встречаюсь я с работниками милицейской дорожкой службы достаточно часто.
Но ей-же-ей, они никак меня не притесняют и на достоинство мое не
покушаются. Правда, в теперь уже далеком прошлом слышал я от своих
собратьев по дорожной толчее про нескольких инспекторов, которые иначе как
без червонца в "корочка о" были глухи и непримиримы. Самого же меня с
этими фамильными взяточниками случай не сталкивал, а теперь и тем более не
столкнет: один из них угодил за решетку, а об остальных ни слуху ни духу.
Что же касается личного, то память о "гаишниках"
у меня только благодарная. Тот, кто имеет дело с механическим
транспортом, знает, что такое "заклинило задний мост-". Особенно если тебе
навстречу тесным рядом идут груженые "Уралы", "КрАЗы" и прочие "Колхиды".
Счастлив ты, если бросит направо. А налево если? Не знаю, как бы
обернулось, не останови меня по какому-то наитию (это для меня, для него
же - по обыденной службе) человек в милицейской форме и не обрати
внимание, чго из-под сальника каплет масло. Прикоснулся я к мосту, а он
обжигает. Отвернул пробку картера, оттуда - горячий дымок. А Барнаул от
меня в ста пятидесяти километрах. Не окажись на пути Леонид Митрофапович,
бывший старший госавтоинспектор, позже - начальник Алейской ГАИ, я бы еще
сколько-то проехал...
Другой человек в милицейской форме однажды спешил за мной, чтобы
предотвратить беду. Неопытный еще автомобилист, я, видимо, слабовато
затянул гайки шпилек заднего колеса. На ходу не почувствовал неисправности
и "жал на всю железку". Человек в фуражке с малиновым околышем догнал меня
на попутке